Курорты и города:
КуангбиньКуангбинь (вьетн. Quảng Bình, 廣平) произношение (info) — провинция, расположенная на севере центрального региона Вьетнама (Социал... |
ХюэХюэ (вьетн. Hu?, ?) — столица провинции Тхыа Тхиен-Хюэ (Th?a Thi?n-Hu?) во Вьетнаме. В 1802—1945 — столица Вьетнама. |
История ХанояИстория города начинается с 1010 года когда император Ли Тхай То приказал возвести город в окрестностях крепости Дайла и перенес... |
Памятные места:
Собор Святого ИосифаСобор Святого Иосифа (англ. St. Joseph's Cathedral) — католический собор в новозеландском городе Данидин. Располагается в районе... |
Достопримечательности ВьетнамаСеверные районы Вьетнама Ханой Ханой (Ha Noi, Hanoi) - древний город, политический, экономический и культурный центр государст... |
Вьетнамский музей этнологииВьетнамский музей этнологии, вьетн. Bảo tàng Dân tộc học Việt Nam — музей в столице Вьетнам... |
Ли Тхань Тонг |
Вьетнам - Известные личности Вьетнама |
Ли Тхань Тонг (вьетн. Lý Thánh Tông; кит. 李聖宗, пиньинь Lǐ Shèngzōng), запретное имя - Нят Тон (вьетн. Nhật Tôn; кит. 日尊, пиньинь Rìzūn) 1023 — 1072), третий император (c 1054) вьетнамской династии Поздние Ли. Наследный принц Ли Нят Тон (Тхань Тонг), третий сын Ли Тхай Тонга, родился 19 марта 1023 года. Когда в 1028 году его отец взошёл на престол, он был объявлен наследным принцем. Летопись Вьет Шы Лыок так отзывается о Ли Нят Тоне: Когда вырос, постиг канонические книги, проявил способности к музыке, но самым сильным [его] местом была военная стратегия. Тхай Тонг отправлял его в карательные походы; где бы ни был, везде побеждал [1]. С ранних лет он участвовал в военных операциях. Также наследный принц приобщался к государственным делам: во время войны с Чампой в 1044 году, Ли Тхай Тонг оставил Ли Нят Тона наместником.
Правление
Девизы правления 1054 - 1059 - Лонг Тхуи Тхай Бинь (вьетн. Long Thụy Thái Bình; кит. 龍瑞太平, пиньинь lóng ruì tài píng) 1059 - 1066 - Тионг Тхань Зя Кхань (вьетн. Chương Thánh Gia Khánh; кит. 彰聖嘉慶, пиньинь zhāng shèng jiā qìng) 1066 - 1067 - Лонг Тионг Тхиен Ты (вьетн. Long Chương Thiên Tự; кит. 龍彰天嗣, пиньинь lóng zhāng tiān sì) 1068 - Тхиен Хуонг Бао Тыонг (вьетн. Thiên Huống Bảo Tượng; кит. 天貺寶象, пиньинь tiān kuàng bǎo xiàng) 1069 - 1072 - Тхан Ву (вьетн. Thần Vũ ; кит. 神武, пиньинь shén wǔ)
Внутренняя политика Ли Тхань Тонгу, вступившему на престол в 1054 году в возрасте 31 года, досталось от его деда и отца богатое централизованное государство с сильной армией, активной внешней политикой и возросшим авторитетом в регионе. Его правление можно охарактеризовать как начало золотого века династии Поздние Ли во Вьетнаме. Это ощущение передается в летописи Вьет Шы Лыок большим количеством чудесных знамений, почти ежегодным появлением драконов и необычных животных, пришедшихся на годы правления этого вьетнамского императора. Для укрепления авторитета государства и правящей династии при Ли Тхань Тонге ведется пышное дорогое строительство, сравнимое с тем, которое вел его дед Ли Тхай То, создавая новую столицу, ремонтируются дворцы Тханглонга, разбиваются парки, создается большое количество культовых сооружений. Несмотря на благополучный характер правления Ли Тхань Тонгу, также как и своим отцу и деду, пришлось бороться с внутренними выступлениеями в основном в горах. Многими походами против восставших он руководит лично, как например, в 1061, 1064, 1065 годах.
Первоначальные мероприятия Возросшая мощь вьетского государства и понимание значимой роли, которую оно начало играть в регионе, проявилось в изменении в первые же недели правления Ли Тхань Тонга официального названия страны на Дайвьет (вьетн. Đại Việt; кит. 大越, пиньинь Dà yuè) ( Великий Вьет ). (Китайская летопись Сун ши указывает, что переименование государство в Дайвьет произошло в 1069 году[2]). Сразу же после восшествия на трон Ли Тхань Тонг провел ряд мероприятий, стремившихся показать, что новый правитель будет следовать гуманной политике, что соответствовало буддийским воззрениям императора: были сожжены орудия пыток, улучшено положение заключенных, вдвое уменьшен налог за 1055 год.
Социально-экономические и административные преобразования В основном заложены устои государства были при предшественниках Ли Тхань Тонга, система управления была выстроена, новому императору приходилось лишь отчасти корректировать сложившийся механизм. При Ли Тхань Тонге проводятся реформы в госаппарате: назначаются жалованья для чиновников некоторых рангов (интересно, жалованье давалось как деньгами, так и продуктами, т.е. развитие товарно-денежных отношений все ещё было не на высоком уровне), были усложнены формальные стороны чиновничьего служения - изменена униформа. Были приняты определенные меры для усиления личной безопасности государя. По личному указу императора изменили система наказаний в сторону ее гуманизации, также определяются выкупы за некоторые наказания. Большое внимание уделяется экономическим мероприятиям: издаются указы, поощряющие сельскохозяйственные работы, государство обращает большое внимание на добычу золота и серебра, незначительно изменяется налогооблажение, проводятся попытки противостоять коррупции. Ведется завершения строительства системы государственных и провинциальных рисохранилищ, из которых, в частности, выдавался рис на содержание войск[3].
Религиозная политика Как и все императоры династии Поздние Ли, Ли Тхань Тонг покровительствовал буддизму. В частности, он был первым патриархом основанной в 1068 году школы буддизма тхиен - Тхао Дыонга[4]. При нём велось активное создание буддийских культовых сооружений, ставились статуи Будды и архатов, по всей стране строилось множество ступ, среди которых впервые была построена тридцатиярусная пагода в 1057 году. В 1071 году император лично начертал иероглиф Будда огромных размеров. При Ли Тхань Тонге сангха продолжала играть роль как в духовной, так и в политической жизни страны. Наряду с доминировавшим буддизмом важную роль продолжает играть культ предков. Так, после войны с Чампой 1069 года император оставил победную реляцию в храме предков императора. Как и свои предшественники Ли Тхань Тонг совершает ритуальную пахоту, участвует в водном празднике, носившими сакральный характер. Летопись Тоан Тхы сообщает, что в 1070 году был построен Храм литературы (вьетн. Văn Miếu; кит. 文廟, пиньинь wén miào), где была воздвигнута статуя Конфуция, куда в частности ездил обучаться наследный принц. Это должно было бы свидетельствовать о широком распространении конфуцианства и покровительству ему со стороны императорского двора. Однако некоторые отечественные исследователи считают, что создание этого конфуцианского культового сооружения относится к более позднему времени. Так, проанализировавший текст летописи Вьет Шы Лыок и не встретивший там упоминания о таком значимом событии, как создание этого значимого конфуцианского храма, А. Б. Поляков считает, что авторы Тоан Тхы , придерживавшиеся конфуцианских взглядов, отнесли это событие к более раннему времени в связи со стремлением доказать, что Вьетнам с самого своего возрождения, с XI века, был цивилизованным (по конфуцианским понятиям) государством [5]. В XI веке в Дайвьете также был распространен индуизм: отливались статуи Брахмы (как например, в 1057 году), происходили визиты брахманов во вьетское государство. Культурно-религиозное влияние соседних индуизированных государств (Чампы и Камбуджадеши) проявлялось в увлечении императорского двора чамской музыкой, даже существовал обычай сати. К сожалению, на данный момент трудно судить насколько сильным было это влияние.
Внешняя политика
Северное направление Отношения Дайвьета и Сунского Китая во время правления Ли Тхань Тонга были натянутыми. Обе стороны ожидали в скором будущем значительных военных столкновений. В 1056 году китайский чиновник из Юнчжоу по имени Сяо Чжу в одном из своих докладов отмечал, что хотя Цзяочжи (Дайвьет) и представляет дань двору, на самом деле держит на сердце зло, постоянно шаг за шагом присваивает земли государя и что он уже получил о них (о вьетах) необходимые сведения, хорошо осведомлен об их важных стратегических пунктах, если сейчас не захватить, в другой раз будет плачевно для Китая [6]. Однако его слова даже не были доложены китайскому императору Жэнь-цзуну, а сам он был понижен в должности. В конце 1050-х годов регистрируется ряд пограничных инцидентов. В 1060 году происходит достаточно крупный конфликт. Согласно летописи Вьет Шы Лыок , войска Дайвьет из округа Лангтяу вторглись в пределы Китая с целью вернуть беглых людей. Во Время этой операции был захвачен один сунский чиновник, а также множество пленных и скот. Жэньцзун издал указ об ответном походе, даже начались переговоры с Чампой о привлечении ее в союзники. Однако конфликт был улажен мирными средствами. Китай не был готов к войне с вьетским государством: внутренние неурядицы, напряженные отношения с тангутским государством Си Ся на северо-западе и на севере с киданями отвлекали силы империи. После вступления на китайский престол Шэнь-цзуна сунский двор обратил более серьёзное внимание на южную опасность, исходящую от Дайвьета, который на юге уже показал свою мощь, разгромив в 1069 году Чампу. В 1070 году император затребовал от Сяо Чжу подробных сведений о вьетском государстве. Сяо Чжу рапортовал, что за 15 лет люди из Цзяо (Дайвьета) умножились в числе и обучились, если сейчас говорят, что их нет и 10 тысяч, то это неверно [7]. Формально-обрядовая сторона отношения, однако, продолжала оставаться прежней: Дайвьет платил номинальную дань , Китай отвечал подарками и должностями и титулами вьетнамскому императору.
Южное направление Летописи упоминают о принесении дани Чампой в 1057, 1060, 1063, 1065 годах, однако, сложно сказать, были ли это просто посольства с дарами или же это было признанием вассалитета (пусть даже формального) Дайвьета над Чампой. Ясно одно, чамы вели независимую политику и стремились к реваншу за прошлую войну, поэтому Китай и намеревался выступить в союзе с Чампойв 1060 году против вьетского государства. Напряженные отношения с Сунами заставлял вьетнамских правителей задуматься о южных границах, которые должны были быть обезопашены на случай крупномасштабной войны с Китаем. Как обычно приготовление к походу против чамов начиналось с восстановления флота: в 1068 году корабли были отремонтированы. В начале 1069 года армия Дайвьета во главе с полководцем Ли Тхыонг Киетом и насчитывавшая 50 тысяч человек и флот из 200 судов выступила в поход (император также находился при войске, в столице во главе государства были оставлены Ли Дао Хань и первая жена императора, мать наследника трона И Лан)[8]. В устье реки Нятле Ли Тхыонг Киет разгромил чамский флот. Армия высадилась в Шри Бонее (современный Тхинай), откуда скорым маршем двинулись к столице Чампы, городу Виджайя, где с марша атаковала приготовившиеся чамские войска у реки Тымао, к югу от города. Армия Чампы была разбита, чамский военачальник казнен, а король Рудраварман III с большой армией отступил на запад. Но вьетская армия во главе с Ли Тхыонг Киетом дала ещё один бой, и Рудраварман III попал в плен. После праздника, устроенного в честь победы, Виджайя была сожжена, вьеты не планировали закрепляться на враждебных территориях. Согласно вьетнамским источником, Рудраварман III купил себе свободу, отдав ряд чамских территорий Дайвьету (земли на современных провинциях Куангбинь и Куангчи)[9].
Смерть Ли Тхань Тонг умер в возрасте 49 лет, правил 18 лет. Похоронен в Тхоланге.
Интересные факты Ли Тхань Тонг интересовался музыкой, лично оркестровал чамскую музыку и приказал ее исполнять при дворе. |
Читайте: |
---|
Путеводитель по Вьетнаму:
Дарить детям деньги на Новый год - к счастьюВьетнам ярче, красивее всего именно в период встречи Нового года - самого большого национального праздника. Вьетнамцы называют его <Тэт>. В эт... |
Вьетнам, нет ничего прощеГотовиться к поездке во Вьетнам с женой стали где-то за два месяца, читая различные отзывы отдохнувших там ( впечатления конечно были разные, но в ч... |
Вьетнам-страна контрастовОтдыхать собрались спонтанно - друзья соблазнили - Давайте, классно, дешево, море=океан”. Добирались долго, но в конце-концов очутились в Нья-Чанг... |
Новые статьи:
А не побывать ли вам во Вьтенаме? |
Тихая Сапа |
Транспорт во Вьетнаме |
Вьетнам, нет ничего проще |
XX век |
Популярные статьи:
Необходимые телефоны и адресаСправочные телефоны Вьетнамская Туристическая Организация - (04) 825-7532, 826-4154 (Ханой), (054) 828-316 (Хюэ). |
Коммунизм с азиатским лицомТерритория Социалистической Республики Вьетнам более чем в 50 меньше российской, а вот разница в количестве населения не столь в... |
Сердце змеиОна подарила мне незабываемый вечер и острые ощущения на год вперед. Все-таки выбор партнерши для новогоднего вечера имеет принц... |
История:
После 1976В конце 1970-х годов Вьетнам установил тесные связи с Советским Союзом. Социалистическая перестройка экономики на Юге нанесло ущерб прежде... |
Династия Поздние ЛеВ 1428 году Ле Лой сам стал императором Дайвьета и основал династию Поздние Ле. Опираясь на сильную армию, свой авторитет полководца и чин... |
Люди:
Нгуен Као КиНгуен Као Ки (вьетн. Nguyễn Cao Kỳ; р. 1930) — южновьетнамский военный и политический деятель, маршал авиации. Прошёл лётну... |
Ле Дык ТхоЛе Дык Тхо (вьетн. Lê Ðức Thọ, настоящее имя — Фан Динь Кхай, вьетн. Phan Đình Khải; 1911 — 13 окт... |
Места:
ДалатДалат (вьетн. Đà Lạt) — город в южной части Вьетнама. Расположен на плато Лубанг или Лангбанг (1475 метров над уровнем м... |
История провинции АнзянгДоподлинно неизвестно, когда первые вьетнамские поселенцы появились на территории современной пров. Анзянг. Согласно приданию, проходивший... |